Самурайское оружие и доспехи
Искусство Самураев

Японское антикварное оружие: Самурайские доспехи

Наиболее ранние из известных доспехов японских воинов относятся к периоду V–VI вв. н. э. Доспехи из железных пластин, переплетенных кожаными или шелковыми шнурами, состояли из более чем 20 отдельных предметов. По сравнению с европейскими доспехами, они обеспечивали гораздо большую свободу движений, при гораздо меньшем весе. Японские доспехи позволяли воину свободно дышать при мышечных нагрузках и быстро двигаться. Надев такие доспехи, самурай мог не только свободно сражаться в конном или пешем строю, бегать и даже плавать, но и был достаточно хорошо защищен — подвижные металлические детали, скрепленные прочным шелковым шнуром, покрывали все его тело, заходя краями друг на друга. В походе такие доспехи складывались в небольшой по объему сундук ёрой-бицу, приспособленный для переноски двумя оруженосцами. За сохранностью доспехов следили очень тщательно, так же как и за мечами, заботясь об их защите от чрезмерной влажности и сухости воздуха. Доспехи были очень дороги и передавались в семье самурая из поколения в поколение. Особенно большое внимание стали уделять доспехам с установлением военного правления сёгуната Камакура. Самураи придавали важное значение своему снаряжению, и в тот период ни один уважающий себя воин не обходился без хотя бы легкого доспеха харамаки, а кто был побогаче, тот покупал себе более тяжелый вариант — ёрой или о-ёрой (大鎧). В комплект полных доспехов о-ёрой входили: шлем Кабуто с маской Менпо и защитой шеи сугакетаре, панцирь До, наплечники Соде, нарукавники Коте, защиты кистей рук Текко, защиты бедер Хайдате и голеней Сунеате. Шлем Кабуто являлся наиболее ценным и значимым предметом. Существовало очень много видов кабуто, отличных как по форме, так и технологии изготовления: Хачи, Зунари, Кавари, Сироко. В наибоее распространенном виде шлем Кабуто склепывался из множества узких металлических пластин в форме колпака или полусферы. Сверху кабуто покрывался многослойный японским лаком. Особенная форма и угол наклона пластин кабуто обеспечивали ему высокую прочность и устойчивость к удару. Сзади к шлему прикреплялись переплетенные шелковым шнуром металлические пластины для защиты шеи. Впереди на шлеме крепился козырек и держатель кувагата . Между ними крепились символические знаки, гербы или металлические зеркала, предназначенные для отпугивания злых духов. Изнутри шлем покрывался японским лаком, а его верхушку венчала бронзовая розетка с вентиляционным отверстием. На голове шлем крепился с помощью двух толстых и длинных шелковых шнуров. Перед тем как надеть его, повязывалась специальная повязка — хитае-ате hitai-ate. Лицо под шлемом защищала маска хоатэ или полумаска мено-ситахохо(ho-o-ate). Корпус воина защищал панцирь До, состоящий из большой нагрудной пластины и набрюшника — харамаки. Последний дал название упрощенному варианту доспехов, который носили небогатые самураи и пехотинцы асигару. Спину воина защищала еще одна пластина, скрепленная с панцирем До и харамаки шнурами. К нижней части этой защиты — до — крепилась кожаная или металлическая юбка — кусадзури. Как и все доспехи, она состояла из нескольких прошнурованных шелком железных полос. Плечи воина были прикрыты широкими наплечниками, выполненными в общей пластинчатой традиции, а на груди иногда делалось жестяное кольцо, к которому крепился колчан со стрелами. Все доспехи нередко обтягивались изнутри тканью или кожей, а снаружи покрывались цветным лаком. В эпоху войн Сэнгоку получили развитие самурайские доспехи Гусоку. Доспехи Гусоку были несколько легче и подвижнее за счет усовершенствования чешуйчатой техники. Появились специальные пластины на груди с изображением гербов, большие прямоугольные наплечники на обеих руках, связанные из продольных пластин. Предплечья были прикрыты кожаными или металлическими нарукавниками. Нижнюю часть корпуса прикрыл раздвоенный передник, который был короче старой металлической юбки. Его функцию защиты ног частично взяли на себя наголенники. Мастера, изготавливавшие военное снаряжение, пользовались большим почетом, почти таким же, как оружейники, ковавшие мечи. С течением времени, а также в связи с изменением жизненного уклада самурайского сословия эти мастера меняли свой стиль. Пока шли войны, основное внимание было сконцентрировано не на богатстве украшения доспехов, а на их прочности и надежности. В период Эдо, большое внимание стали уделять богатству изготовления и оформления самурайских доспехов. Для коллекционера японского военного антиквариата японские доспехи, наряду с другими предметами японского искусства, будут также украшением любого интерьера.

Самурайские доспехи

Японские мечи


Самурайские мечи и доспехи